Делу время, потехе час. Часть 7.
На излете лета продолжаем исследовать отдаленные уголки ленинградской области. Поздними августовским выходными мы едем в Приозерск — древний город, расположенный в живописной местности на берегу Ладожского озера.
Добираться до Приозерска удобнее всего через Выборгское шоссе. У первого поста ДПС на перекрестке со светофором надо свернуть на право в сторону Юкки — Дранишники — Лупполово, а далее по трассе А-129 до самого Приозерска. Весь путь порядка составляет 140км.
Самая первая и почти единственная достопримечательность при въезде в город — крепость Корела.
Немного википедии. Средневековая Корела был самым северо-западным городом Руси. Крепость была заложена на рубеже XIII и XIV вв. новгородцами на острове реки Узерве (Вуоксе) для защиты северо-западных рубежей республики от шведов. Деревянные стены 1310 года постройки через 50 лет погибли в пожаре, настолько сильном, что «городчане только душами осташася». C 1330-х Корела управлялась литовскими княжичами Наримунтом и Патрикеем. Во время Ливонской войны, в 1580 г., обветшавший детинец был захвачен шведами, которые отстроили его заново. По Тявзинскому миру 1595 года вернулся к России. Василий Шуйский пообещал Корелу с уездом Делагарди за помощь в усмирении Смуты. Однако местное население отказывалось признавать условия договора, в итоге Шведам пришлось силой подчинить себе крепость в 1610 году.
Внутри находится музей с находками, обнаруженными на территории крепости. Это и совсем древние типа копий, стрел, монет, орудий труда, так и более современных времен Великой Отечественной Войны 1941 года.
С сентябре 1610 года по март 1611 года продолжалась осада крепости войсками Делагарди, завершившаяся полным истощением сил защитников и сдачей Корелы. В результате, на протяжении столетия, с 1611 по 1710 гг., крепость оставалась шведской и именовалась Косельгольм. В 1710 году, во время Северной войны, крепость была отвоевана у Шведов, а к окончанию Русско-Шведской войны 1808-1809 годов утратила свое приграничное значение. В XIX веке служила тюрьмой для политзаключённых (в частности, здесь держали семью Емельяна Пугачёва и декабристов).
К концу XIX века Кексгольм был провинциальным городком в составе автономного Великого Княжества Финляндского. С декабря 1917 года он был переименован в Кякисалми. В составе Финляндии город пережил экономический подъем: активно развивалось железнодорожное сообщение с финскими и российскими городами, создавались новые лесопильные заводы, а также крупный целлюлозный завод Вальдгофа. К декабрю 1930 года в центре города была воздвигнута величественная лютеранская кирха.
После крепости мы побродили по городу в поиску какого-нибудь заведения общепита. В центре (на улице Ленина) обнаружилась неплохая пиццерия с собсвенной пекарней. Несколько городских пейзажей.
После осмотра достопримечательностей мы принялись за поиск ночлега. Гостиниц в Приозерске оказалось ровно три. Нашим стратегическим просчетом была уверенность, что места в гостиницах будут и бронировать не имеет смысла. В итоге оказалось, что в двух более или менее приличных гостиницах мест не оказалось вообще и нас приютила гостиница «Гранат».
Если у вас нет супер амбиций насчет уровня комфортности, то «Гранат» вполне достоин того, чтобы переночевать. У гостиницы имеется закрытая стоянка. Ресепшн и интерьеры погружают нас далекие советские восьмидесятые.
Заселившись в отель мы отправились на поиски причала, от которого можно добраться до острова Валаам (он находится в Ладожском озере). Мы давно хотели там побывать, но все как-то не судьба. Как впрочем и в этот раз. Спрос на паломнические экскурсии оказался гипер велик. В день на Валаам ходит несколько теплоходов Метеор, и все забиты до отказа. Местные жители говорят, что есть шанс договориться непосредственно с капитаном, но мне почему-то не захотелось этим заниматься. Стоимость поездки в одну сторону составляет порядка 1000р. В местной церковной лавке, где производится запись в паломническую экспедицию, нас просветили, что бронировать поездку имеет смысл за пару недель до. Дали телефон некоего человека, который занимается набором групп и вообще рулит всей этой темой. Позвонив ему мы получили официальный отказ, а так же ссылку на группу Вконтакте, где публикуются расписания метеоров (http://vk.com/club25326837).
На следующий день мы решили посетить еще одну достопримечательность приозерского района — гранитные пещеры. Наш просчет был в том, что мы не знали точных координат, поэтому, вооружившись картой и информацией от местных жителей, отправились на удачу на север по трассе А-129. Изрядно помотавшись мы решили отложить посещение гранитных пещер до следующего раза, а в этот ограничиться водной экскурсией по шкерам прибрежной территории Ладожского озера, и само большое озеро. Местный житель Валерий держит здесь свой лодочный бизнес. Люди приезжают сюда на отдых, он их отвозит на острова, потом забирает или дает лодку в прокат. Кого вечером, кого через день в зависимости от пожеланий клиентов.
Много интересного там происходит, обо всем и не рассказать. Вот к примеру меня впечатлил человек с самодельной подводной лодкой.
А еще Валерий подтвердил мое предположение, что в этой местности снимались эпизоды фильма «Особенности национальной охоты» и даже свозил показать одно такое место (эпизод охоты на уток и ловли щуки).
А еще рассказал про гранитные пещеры в большой Ладоге. Там проводились съемки другого фильма — «Секретный фарватер». В этих пещерах реально был склад нацистов.
По пути назад в Питер пришлось постоять в пробке часа полтора-два. И что странно, стояли в этой же пробке (где-то дорожные работы, где-то авария), что и в перед, и точно также на встречной полосе никакой пробки не было. Почему так всегда получается?))
PS. Напоследок немного офф-топ информации для мемуаров. На трассе А-129 есть любопытное местечо — поселок Лосево. Любопытно оно тем, что река Вуокса, рядом с которым он находится, в этом месте имеет приличные пороги. Там же есть база рафтинга. Этим летом я участвовал в спуске. Было весело.
И все одной галереей.
[nggallery id=21]